На 130. роковины смерти Иоанна Раковского
03.12.1885 (21.11 Юл.кал.) в Изах умер Иоанн Раковскый (*1815), священник, редактор, новинарь, автор учебников, пропагатор великорусского языка яко литературного про Русинов:
«Наша Угорская Русь никогда ни на минуту не колебалась заявить свое сочувствіе къ литературному единенію съ прочею Русью. У насъ, такъ сказать, никогда и вопроса не было по части образованія какого-нибудь отдѣльнаго литературнаго языка. Всѣ наши писатели, съ самаго начала вступленія на поприще распространенія народнаго просвѣщенія, руководились одною мыслію, имѣющею цѣлію литературное объединеніе. Сія мысль столь овладѣла нашими писателями, что они, можно сказать, были постоянными подвижниками великой идеи о всеславянскомъ литературномъ соединеніи, получившей торжественное освященіе въ славянском мірѣ.»
О Раковского контактах з Адолфом Добрянскым, з представителями России, пропагандѣ нежаданых идей межи вѣрниками дознало ся веденя епархии и Министерия Култув, и быв он нераз кликаный на выслухы. Суть свѣдченя того, же перед смертьов пробовав утѣкнути перед преслѣдованями до России, але трафив до судового выслѣду, одкы вернувши ся дому неодовго умер; дакотры факты дают повод подозрѣвати отровеня.
Подкарпатскый крайознатель Валерий Разгулов дав ся на розслѣдованя обстоянь смерти о. Иоанна и зобрав интересны податкы, котры опубликовав у формѣ брошуры (2004).
«Последняя запись в метрических книгах за 1885 год была сделана рукой о. Иоанна Раковского 13 ноября. Потом следует запись: 24 ноября. За отсутствием местного священника Андрей Владимир, певцо-учитель. 25 ноября записывал тот же учитель; 5 декабря запись за подписью: «Михаил Михеш, сотрудник густскій». Под 3 декабря 1885 года значится, в книге умерших, следующая запись:
«№94. Іоаннъ Раковскій, парохъ мѣстный, совѣтникъ консисторскій и пр. 3 декабря 1885.
— Послѣдняя болѣзнь или причина смерти: запаленіе желудка.
— Были ли даны послѣдніе тайны: не были.
— День погребенія: 5 дек. — Имя погребавшего священника: Іоаннъ Васько, благочинный собора, при содѣйствіи большого числа священниковъ».
…
Георгию Юлиановичу Геровскому удалось разыскать и встретиться с о. Михаилом Михешем, который 5 декабря 1885 года в день погребения о. Иоанна Раковского сделал записи в метрической книге села Иза. Он подтвердил профессору Геровскому, что в обществе и среди духовенства было мнение, что Раковский умер от отравления, хотя никто, наверное, не знал обстоятельств, при которых это случилось. Заболел он по дороге из Пешта, куда ездил по какому-то вызову высших властей. Кроме того он подтвердил, что о. Раковский находился под постоянным надзором властей. …
То, что о. Раковский был отравлен, свидетельствуют и воспоминания архимандрита Пахомия (Лукача), рукопись хранится в Свято-Николаевском монастыре в Изе, в ней он пишет:
«Отпущенный «на свободу», о. Раковский, возвращается домой, остановился в г. Пишпекладани (город в Венгрии), ожидал поезда. А т. к. он очень проголодался, то пошел в привокзальную гостиницу, где думал поесть, не представляя себе, что этот обед будет причиной его смерти.
Враги о. Раковского зорко следили за всеми его действиями в пути, и когда он в гостинице заказал обед, то они подкупили или служащих на кухне, или официантку, и всыпали в его порцию отраву медленного действия.
Когда официантка принесла ему обед, он, ничего не зная, начал кушать, после чего сразу же почувствовал сильную боль в желудке и сказал: Исполнили свое желание, т. е. убили меня: пусть Бог будет между нами Судьей.
Возвратясь в село Изу, о. Раковский, уже совсем больной, сразу же слег в постель, с которой он уже больше не поднялся».
Подробнѣйша информация и брошура в цѣлости доступна на адресѣ
https://zapadrus.su/rusmir/istf/1200-k-razgadke-smerti-ioanna-rakovskogo-1815-1885.html